«Швейная промышленность Украины переживает убыток» – это единственная новость из рубрики новостей легкой промышленности за последние 15 лет независимости. Швейные фабрики и тресты ощутили значительный дефицит как сырья, так и заказов в связи с глобальным крушением отрасли в конце 80-тых. Налаженные связи между союзными республиками разорваны – сырья для производства нет. Как ни критиковали СССР за то, что «мы страна, которая живет без понятия моды», но в кризисный момент не то, что вещей «от кутюр» не было, нечем-то и срам было прикрыть. Через открытые для торговли границы в Украину пошел поток дешевого китайского и турецкого ширпотреба. Ценой на «загряничное» тряпье спекулировали уже на стихийных рынках. С тех пор ситуация мало изменилась, и тем, кому не хватает средств на «кутюр» приходится отовариваться на местных базарах одеждой с лейблом «Made in Italia», родиной которой является Китай, Турция или Молдавия. Не актуально поднимать вопрос о качестве товара стоимостью в 30 – 100 гривен. Претензии и жалобы не доходят до «книги жалоб» по той причине, что даже в Департаменте защиты прав потребителей ссылаются на принцип: «сколько заплатишь – столько и поносишь». Вдохнуть жизнь в посиневшие уста швейных фабрик правительство решило в программе «школьная форма». Программа была грандиозной, но по причине отсутствия тех же качественных тканей, модных фасонов и современного оборудования проект тормозил с визгом ржавых фабричных иголок. Альтернативу «государственной» школьной « робе» нашли на тех таки базарах и в ателье по индивидуальному пошиву. Пока наши министры вновь сушат голову над тем, кого бы еще в стране обшить, большинство украинцев нашло достойную альтернативу ательешному имиджу – секонд хенды. «Second Hand», или дословно «уже использованный», впервые попал в наши края под штампом «гуманитарная помощь бедным гражданам Союза от сочувствующих буржуев». Первые партии товаров в середине 80-тых были доступны (!) лишь партийной элите. Многие «комы», «орги» и «замы» считали престижным донашивать вещи известных торговых марок после своих зарубежных коллег. Об этом мало кому было известно, но наши сограждане до сих пор «кормятся» мифами о том, что «гуманитарная помощь» попадает к нам совершенно бесплатно, как и продукты питания голодующим Африки. А уже местные «спекуляги» наживают на этом капиталы. Хотя на самом деле даже за рубежом это уже давно очень перспективный и прибыльный бизнес. «Товары на вес» продаются в США по цене примерно 3 – 5 долларов за килограмм. Сознательные и сочувствующие американцы, дабы не добавлять внеплановых работ мусороперерабатывающей промышленности, стараются все ненужное отдать бедным, в этом есть также их большая христианская истина – «поделись добром с ближним своим». «Добро», упакованное в мешки, оптом уходит в страны Африки, Азии и в Восточною Европу. Здесь уже были развязаны руки местным бизнесменам. Наши «ЧП» покупают на оптовых складах те же самые мешки при условии, что товар идет оптом, или уже «расфасованные» в мешочки по категориям «джинсы», «трусы», «игрушки» и т. д. Так это обходится дороже, но в целом цены на «гуманитарку» колеблются в пределах 15 – 40 гривен за килограмм. Основная категория покупателей в «секондах» – пенсионеры, студенты и другие малообеспеченные слои населения, но можно часто встретить интеллигенцию, которая ищет в таких магазинах эксклюзивные вещи из модельных коллекций, которые не разошлись на продажу. Зарубежным модельерам бывает стыдно за свои непризнанные детища, и поэтому этикетки, как правило, срезают. Пенсионеры отовариваются с присущим им ворчанием – даже очень лояльные цены им не по душе, а вот цена в 50 копеек оптом была бы самой оптимальной. Молодая студенческая братия, покупая ношеные вещи, пытается (надо сказать, весьма успешно) преобразовать их на новый лад. Высокий спрос на «секонды» вызвал тревогу как у санэпидемслужб, так и у «антизападников». Санитарные станции, безусловно, контролируют химическую и бактериологическую обработку ввозимых товаров, но все же делают замечания по поводу того, что не очень гигиенично носить одежду других людей. В ней и бактерий остается много, и карма плохая. Националисты ударили в колокол протеста одни из первых – Украина медленно и уверенно превращается в мировую свалку «утильных» товаров. Призыв не покупать отбросы Запада хотя и прозвучал громко и решительно, но не был услышан украинцами. На начало 2003 года ситуация была пиковой – предложение в несколько раз опередило спрос, а, по подсчетам таможенников, на каждого украинца в год приходилось около 50 килограмм секонда. Такой показатель мог означать необратимую гибель для отечественной швейной промышленности. Правительственные меры по этому вопросу были вполне предсказуемы – таможенную пошлину подняли почти в два раза. Стали ли граждане покупать меньше ношеной одежды, неизвестно, явным остается лишь то, что за удовольствие донашивать чужую одежду стали платить дороже. В том же 2003-м союз потребителей выступил с предложением сделать «Second Hand» более цивилизованным, то есть запретить уличную и базарную торговлю. Благодаря этому и появились фирменные магазины с привлекательной рекламой «Одежда из Англии, из Франции…». Этот шаг должен был поднять доверие украинцев к собственной отрасли, но спустя три года в стране стало еще больше магазинов китайского конфиската типа «Все по 55», «Все по 65». Будь-то на рынке, будь-то в магазине, трудно найти товары отечественного производства. А вот этикетки «Made in Ukraine» можно встретить в магазинах за рубежом, вот только их ценовая политика сильно конфликтует с доходами самих украинцев, поэтому носить отечественное белье и одежду нам не суждено. Аналогичная ситуация в современной Белоруссии, белорусский трикотаж – экспортный товар номер один, за рубежом давно оценили качество натуральных тканей. Бывшие «гиганты» швейной промышленности разводят руками – сырье импортируют, своей «тканевой» базы нет, и заказы нестабильные – то школьная форма, то спецодежда. Подтверждают кризис отрасли и наши модельеры. Известный украинский дизайнер Оксана Караванская шьет свои коллекции исключительно из европейских тканей, они хоть и дорогие, но в их качестве можно быть уверенным. Весь текстиль в Украине можно поделить на три категории: дорогой импорт, продаваемый в бутиках, китайский «ширпотреб» – базары и магазинчики и «секонд», в котором найдутся товары как первой, так и второй категории. Одеться со вкусом, исходя из возможностей своего кошелька (особенно когда последний не отличается добротной толщиной), очень трудно. Народная пословица не теряет своей актуальности в современной обстановке: «Встречают по одежке, а провожают по…». Других пословиц в украинском «швейпроме» пока не предвидится…
Читать полностью: http://h.ua/story/18911/#ixzz2CIjJwk1o
|